Блог
20:31 Древнеегипетская религия |
Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианств. За свою много тысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточённость на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему Египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические. Сменившим египетскую религию христианством она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии. Основные сведенияЕгипетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих
североафриканских пустынь в более плодородные земли и перехода от
охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней. Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов. С
образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из
которого со временем развилась классическая египетская мифология с
присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на нее, как и
на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив
также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных
созвездий; благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию. Сотворение мираВ египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии. Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом Гелиополиса всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тенфут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню. Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где
считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет,
олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти
божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и
дальнейшее творение. Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха,
бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская
теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах
предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем.
Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей. Внешний видЕгипетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым
видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества
локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а
некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра
образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология
насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в
определенных местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным,
хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниаду, Хех, Герех, Тенему. Объединение страныРа, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.Уничтожение человечестваБыло время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном
и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и
слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили
слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против
него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание.
Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт.
Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сохнет, чтобы покарать их. Для этой цели была выбрана дочь Ра Хатор,
и после превращения в злобную львицу Сохмет она отправилась к людям,
чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сохмет на
пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось
сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то
просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сохмет. Тогда
Ра пошел на хитрость: на пути Сохмет были разлиты тысячи кувшинов пива,
в которое был подмешан порошок гематита,
чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это
озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И
настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им
вред. Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он
забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в
небо. Другие боги схватились за ее живот, и превратились на пути к небу
в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с
тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной
коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети1. Погребальный культМысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших
(покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за
смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в
одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение
и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.,
красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших
был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы
практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи
Вечной жизни. Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в
месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой
консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис —
бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ
умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на
брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник
и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса. Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с
древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце.
Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра,
который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться
«великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко
известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе: Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и
наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты
питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать
богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут
сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был
предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный
сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить
свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все
остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что
он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро
захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет
захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении
Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в
конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на
берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный
город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части
расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида
собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала
(по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и
Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной
форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира
смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора,
посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического
оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей
помогала богиня-корова Хатхор,
исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и
после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной
схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет
обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны,
но божественный суд под председательством Геба
признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом,
Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими
божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об
Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам
Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий
бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал
отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее
неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил
древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж
распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии,
присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и
оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени,
когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя
легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла,
состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого
сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия. Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация
или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные
консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани,
найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода.
Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные
успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы
человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту
заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом
положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован.
Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали
извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от
тления. Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и
XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу
вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и
раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный
цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со
сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг,
который вырезался в форме человека. Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте,
где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно
хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов —
Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса
II (все ныне находятся в Каирском музее). Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо
обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения
человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого
человека — пески Саккары. Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает
обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна
и монументальна, а совершенство ее пропорций является результатом
сложных математических расчетов. Ее высота достигала 146,59 м, длина
каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой
пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают
многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по
своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на
поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка ее наружных стен была,
по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано
арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений
возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой
главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого
помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а
над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений,
сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы.
Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано
на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек
весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна,
как прежде. Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный
элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль,
расположение которых было тесно связано с царским погребальным
ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец,
направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки.
Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где
начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом
нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый
пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм,
состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени
Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине
помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним
заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно
пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в
северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной
камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в
углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные
для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно
открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины.
Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами,
служившими усыпальницами для египетской знати. Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с
давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает
одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В
этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал
фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной
идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские
приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с
которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла
быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных
сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность
сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно,
наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи
бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.
|
|
|
| Всего комментариев: 0 | |