Блог
Главная » 2010 Январь 25 » Государственное устройство и экономика
21:29 Государственное устройство и экономика |
С 1923 Египет развивался как конституционная монархия при полуколониальной зависимости от Великобритании. Исполнительная власть была сосредоточена в руках кабинета министров, законодательная – представлена двухпалатным парламентом, нижняя палата которого формировалась по результатам выборов. Вместе с тем, в соответствии с конституцией, король обладал широкими полномочиями и в период с 1924 по 1952 часто использовал их для роспуска правительства. Когда 23 июля 1952 организация «Свободные офицеры» во главе с подполковником Гамаль Абдель Насером совершила государственный переворот, их действия получили полную поддержку населения страны. По требованию нового руководства Египта – Совета руководства революцией (СРР) – король Фарук отрекся от престола. 18 июня 1953 Египет был провозглашен республикой.
В январе 1953 декретом СРР была запрещена деятельность политических партий, функционировавших в период конституционной монархии. Вместо них была сформирована единственная официально разрешенная «Организация освобождения». Новая власть наложила запрет на свободное выражение оппозиционных взглядов. После обнародования в 1956 текста новой конституции СРР был распущен, и в результате плебисцита президентом Египта на шестилетний срок был избран единственный кандидат Насер, которого поддержали 99,9% избирателей. В июне 1957 состоялись парламентские выборы. Все кандидаты в депутаты Национального собрания должны были получить одобрение Национального союза, новой организации, пришедшей в мае 1957 на смену «Организации освобождения». Политическим противникам режима было отказано в праве участвовать в выборах. В феврале 1958 Египет и Сирия образовали федерацию – Объединенную Арабскую Республику (ОАР). В сентябре 1961 сирийская армия совершила государственный переворот, в результате которого Сирия вышла из состава ОАР. Президент Насер уделял особое внимание вопросам индустриализации страны, экономического планирования, созданию общественного сектора экономики и повышению жизненного уровня рабочих и крестьян, называя такой курс политикой «арабского социализма». Летом 1962 в Каире проходил Национальный конгресс народных сил, который принял Хартию национальных действий. В октябре 1962 был издан декрет о создании единственной в стране массовой политической организации – Арабского социалистического союза (АСС), в функции которого входила координация действий с целью претворения в жизнь программы арабского социализма. До 1976 АСС оставался единственной легальной политической партией Египта. Хотя современная политическая система Египта во многом является детищем Абдель Насера, она претерпела ряд изменений в результате деятельности Анвара Садата, который в 1970 после смерти Абдель Насера занял посты президента страны и председателя АСС. 15 мая 1971 Садат консолидировал власть в рамках т.н. «исправительной революции», направленной против ряда активных соратников Абдель Насера, в первую очередь тех, кто непосредственно участвовал в работе государственного репрессивного аппарата. Многие видные деятели Египта были арестованы или уволены с государственной службы, что означало смену политических ориентиров нового руководства и его отход от принципов арабского единства и арабского социализма. Продолжая свою «исправительную революцию», Садат переименовал страну в Арабскую Республику Египет, Национальное собрание – в Народное собрание и в 1971 ввел в действие новую конституцию. Верховная власть. По форме правления Египет – президентская республика с некоторыми элементами парламентаризма. По конституции президенту предоставлены почти неограниченные полномочия и провозглашена свобода прессы и деятельности политических партий. Хотя парламент находился под контролем правящей Национально-демократической партии (НДП), он стал трибуной, с которой оппозиция могла предлагать свои политические платформы. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Народному собранию, состоящему из 454 членов, из которых 444 избираются на всеобщих выборах, а 10 назначаются лично президентом. Члены парламента избираются сроком на 5 лет. В соответствии с Законом о Народном собрании 1972 не менее половины депутатов должны быть рабочими и крестьянами. В его состав входит ограниченное и контролируемое президентскими структурами число представителей оппозиции. Главой государства и главой исполнительной власти является президент, который избирается на шестилетний срок путем всеобщих прямых выборов. Президент наделен правом назначать вице-президентов и весь кабинет министров, имеет право законодательной инициативы, наложения вето на любой законопроект, роспуска Народного собрания и руководства страной при помощи указов. Президент имеет право принимать на себя обязанности премьер-министра, которым Садат воспользовался в 1973 и 1974. В 1980 в конституцию была внесена поправка, разрешающая действующему президенту баллотироваться на этот пост неограниченное число раз. Тогда же был создан законосовещательный орган – Консультативный совет (Меджлис-аш-шура), состоящий из 132 членов (2/3 избираются прямым всеобщим голосованием, а 1/3 назначается президентом; половина выборных членов должны быть рабочими и крестьянами). Консультативный совет анализирует законопроекты, политические решения и статьи конституции с точки зрения соответствия принципам построения «демократического социалистического государства со смешанной экономикой». Исполнительную власть осуществляет также правительство (совет министров), высший исполнительный и административный орган во главе с премьер-министром. Формально правительство ответственно перед Народным собранием и президентом, а на практике полностью подчиняется президенту. Иногда президент совмещает свой пост с должностью премьер-министра. Система местного управления. Египет – высокоцентрализованное государство, разделенное на 26 мухафаз (губернаторств). Их главы – губернаторы назначаются правительством и имеют ограниченные полномочия. Судебная система. Единственной ветвью власти, сохранившей независимость от президента и правительства, является судебная. Правовая система Египта – смешанная. Вопросы личного статуса (брачно-семейные и наследственные отношения) лежат в русле мусульманского права (хотя шариатские суды отсутствуют), а все остальные – в русле романо-германского права (главным образом французского). В целом египетские суды пользуются репутацией беспристрастных слуг закона. Судебная система включает суды общие, административные, государственной безопасности. Система общих судов состоит из суммарных судов (в составе одного судьи, занимаются гражданскими спорами, мелкими правонарушениями, преступлениями и проступками); судов первой инстанции (рассматривают апелляции на решения суммарных судов); семи апелляционных судов в крупных городах (рассматривают апелляции по гражданским и уголовным делам на решения нижестоящих судов); Кассационного суда (высшая инстанция в системе общих судов, контролирующая решения апелляционных судов). Административные суды занимаются разрешением административных споров и рассмотрением исков дисциплинарного характера. В юрисдикцию Верховного конституционного суда входят конституционный контроль и толкование законов и иных правовых актов, в том числе декретов президента. Политические партии. В 1975 президент Садат принял решение о создании в рамках Арабского социалистического союза (АСС) трех политических платформ: центристской (правящее большинство), левой и правой. По сути дела, это свидетельствовало о начале создания в Египте контролируемой многопартийной системы. В 1976 на выборах в Народное собрание кандидаты от садатовской центристской платформы, получившей название Арабской социалистической партии (АСП), одержали убедительную победу, завоевав 280 из 352 мест. В то же время по итогам выборов впервые с 1950 силы организованной оппозиции оказались представлены в парламенте страны. Либерально-социалистическая партия (ЛСП), бывшее правое крыло АСС, получила 12 мест, а Национально-прогрессивная (левая) партия (НПП), возникшая из левого крыла АСС, – 2 места, независимые депутаты – 48 мест. После выборов Садат объявил, что все три платформы АСС будут в дальнейшем трансформированы в партии. В настоящее время в Египте действуют следующие политические партии; Национально-демократическая партия (НДП) образована на основе Арабской социалистической партии – бывшей «центристской» платформы АСС. Решение о ее создании было объявлено тогдашним президентом страны А.Садатом в июле 1978, в сентябре того же года прошел учредительный, а в апреле 1980 – Первый съезд НДП. После гибели А.Садата чрезвычайный съезд партии в январе 1982 избрал ее председателем нового президента Египта Мухаммеда Хосни Мубарака. В феврале 1983 он одобрил программный Документ об идеологических рамках НДП. Подтвердив завоевания «июльской революции 1952», партия провозгласила своей основной целью стремление обеспечить благосостояние египтянину путем создания общества, основанного на справедливости и социальном мире. Средствами решения этой задачи были названы религия, арабский национализм и демократический социализм. К 1983 НДП организовала низовые отделения во всех провинциях страны, в которых по официальным данным, состоял 1 млн. членов. Создание мощной партийной структуры позволило НДП полностью контролировать политическую жизнь страны, несмотря на официальную многопартийную систему. На выборах в Народное собрание партия собрала в 1984 около 73%, в 1987 – ок. 70%, а в 1990 – ок. 80% голосов. В 1995 НДП завоевала 317 мандатов в собрании (еще 99 мест получили примыкавшие к ней независимые кандидаты). Последние по времени выборы в Народное собрание осенью 2000 подтвердили политическую гегемонию правящей партии: вместе с примыкавшими независимыми кандидатами НДП получила 388 мест (из них 353 – собственно депутаты НДП). Национально-прогрессивная (левая) партия (Тагамму) – возникла в 1976 на базе «левой» платформы АСС. Партию возглавил один из бывших лидеров переворота 1952 Халед Мохи ад-Дин. Целью партии было объявлено выполнение задач национально-демократической революции и дальнейшее осуществление преобразований, начатых Г.А.Насером. Наличие в партии как, сторонников Насера, так и коммунистов предопределило компромиссные формулировки ряда программных положений. Так, Тагамму признает существование классовых противоречий, но заявляет о необходимости вести классовую борьбу мирными средствами. Выступая за сохранение социального мира, партия одновременно подчеркивает, что главным его условием является гарантированное удовлетворение потребностей народных масс, их участие в демократическом решении политических, экономических и социальных проблем. Перспективная цель партии – построение социализма в Египте. В сфере экономики Тагамму ратовала за хозяйственную независимость, плановое руководство, руководящую роль государственного сектора, ориентацию египетского капитала на производство и расширение социальных гарантий. Во внешней политике партия выступала с националистических позиций, резко критикуя союз президента Садата с США и мирный договор с Израилем. Определенной популярности национал-прогрессистов способствовала газета партии «Аль-Ахали», которая распространялась тиражом в 100 тыс. экз. Тем не менее, на выборах в Народное собрание в 1984 и 1987 ей не удалось провести депутатов в парламент. В 1990 и 1995 от Тагамму были избраны по 5 депутатов. На выборах осенью 2000 партия получила 6 мандатов в Народном собрании. Либерально-социалистическая партия (ЛСП) образована в 1976 на базе «правой» платформы АСС. Ее возглавил экономист и предприниматель Мустава Камиль Мурад, участник переворота 1952. Программа либералов – широкая свобода предпринимательства, резкое сокращение государственного регулирования, привлечение иностранных инвестиций, категорическое отрицание классовой борьбы, укрепление связей с западными странами. В 1984 либералам не удалось провести депутатов в Народное собрание. На выборах 1987 они выступили в блоке с Социалистической партии труда, поддержанном «Братьями-мусульманами». Эта коалиция ("Исламский альянс") завоевала 60 мест. В 1990 либералы вновь остались за стенами парламента. В 1995 и 2000 они смогли получить по 1 мандату. Партия «Новый Вафд» продолжает традиции партии «Вафд», которая играла ведущую роль в Египте до 1952 и была запрещена после переворота. В августе 1977 было объявлено о воссоздании партии, в феврале 1978 она была официально зарегистрирована. Во главе ее стал ветеран вафдистского движения Фуад Сираг ад-Дин. Согласно партийной программе, «Новый Вафд» признает республиканский строй и привержен демократическому «социализму как морально-этической, экономической и социальной системе». На место классовых противоречий, заявляют вафдисты, следует поставить человеколюбие, а государственный и частный сектор должны уживаться в рамках национальной экономики. Государственный сектор должен, по их мнению, играть ведущую роль в развитии капиталоемких отраслей производства, при этом государству надлежит поддерживать и поощрять частный сектор. Партия потребовала внесения поправок в конституцию с целью гарантировать демократические свободы, заменить президентскую систему на парламентскую, обеспечить независимость суда и прокуратуры. Возрождение «Вафда» привело к существенным подвижкам в партийно-политической системе Египта. К нему потянулись многие оппозиционные силы. Активизация вафдистов стала одной из причин принятия в 1978 закона о национальном единстве и социальном мире, на основе которого власти запретили участие в политической жизни ряду лидеров дореспубликанской эпохи, включая некоторых деятелей «Нового Вафда». Партия приняла решение о замораживании своей деятельности, в 1981 ее руководители подверглись репрессиям. «Новый Вафд» был вновь легализован уже при президенте Мубараке, в 1984. Партия потребовала либерализации режима, ограничения государственного сектора и расширения иностранных инвестиций. На выборах 1984 вафдисты вступили в блок с полулегальной ассоциацией «Братьев – мусульман», получив 15% голосов. От их списка в Народное собрание были избраны 58 депутатов. В 1987 «Новый Вафд» выступил отдельно от других партий оппозиции и потерпел неудачу – 10% голосов и 34 места в собрании. В 1995 вафдисты вернули себе положение ведущей оппозиционной партии, хотя их парламентское представительство сократилось до 6 мест. На выборах осенью 2000 «Новый Вафд» завоевал 7 мест в Народном собрании. Социалистическая партия труда (СПТ) легализована в октябре 1978, продолжала традицию существовавшей с 1933 партии «Миср аль-Фатат» («Молодой Египет»), которая называлась с 1948 Социалистической партией и была запрещена после 1952. Программа СПТ основана на «национальном социализме», панарабизме и панисламизме. В области экономики партия выступила за ведущую роль государственного сектора и планового регулирования, за частным сектором признавалась вспомогательная роль. СПТ допускает привлечение инвестиций из-за рубежа, но настаивает на том, чтобы они направлялись в сферу производства. Во внешней политике выступала с националистических позиций, критиковала политику Садата. В 1984 СПТ, возглавлявшаяся Ибрагимом Шукри и Хильми Мурадом, получила 7% голосов на выборах, но не сумела провести депутатов в Народное собрание. В 1987 блок «Исламский альянс» (союз СПТ с либералами и «Братьями-мусульманами») завоевал 60 парламентских мест. Но уже в 1990 СПТ утратила парламентское представительство. В 1995 получила 1 место в Народном собрании. В 2000 власти запретили партию за сотрудничество с «Братьями – мусульманами» Партия «Аль-Умма» («Нация») образована в июле 1983 теологом Ахмедом ас-Сабахи Авадаллой, выступает за «исламскую арабскую египетскую республику» и «консультативный демократический социалистический режим» на основе шариата. Программа партии базируется на националистических и исламско-теологических концепциях. «Аль-Умма» стремилась к союзу с «Братьями-мусульманами» и вафдистами. Но ей так и не удалось попасть в парламент. Ассоциация «Братья-мусульмане» – крупнейшая мусульманская религиозно-политическая организация Египта, имеющая отделения во многих других арабских странах. Создана в 1928 учителем Хасаном аль-Банной. Ассоциация провозгласила неотделимость государства от исламской религии и выдвинула цель установления теократического режима и халифата как основы исламской нации («уммы»). В качестве первоочередного шага «Братья-мусульмане» требуют приведения египетского законодательства в соответствии с Кораном и нормами шариата. Они выступают за «исламскую экономику» при перераспределении доходов в пользу бедных посредством пожертвований. Еще до Второй мировой войны «Братья-мусульмане» создали свою военизированную организацию. В1940-х совершили серию громких политических убийств (в том числе, премьер-министра Нукраши в 1948), участвовали в борьбе против британских оккупационных войск. После 1952 ассоциация была запрещена и вступила на путь заговоров против режима Насера. Тысячи ее членов были арестованы, некоторые приговорены к смертной казни. В 1976 издание печатного органа «Братья-мусульмане» возобновилось. Руководство ассоциации во главе с Омаром Тельмисани первоначально поддерживало Садата, но затем резко выступило против подписания мира с Израилем. В 1981 после жестоких столкновений между мусульманами и коптами власти арестовали сотни «Братьев-мусульман», включая Тельмисани, издания ассоциации были закрыты. После прихода к власти Мубарака ассоциация вновь активизировалась и все более настойчиво требует легализации. «Братья-мусульмане» не имеют возможности участвовать в выборах как легальная политическая организация. В 1984 их кандидаты выступали по спискам «Нового Вафда», в 1987 – в рамках оппозиционного «Исламского альянса». В 2000 кандидаты ассоциации баллотировались как независимые. В Народное собрание были избраны 17 ее членов, что превратило «Братьев-мусульман» в крупнейшую оппозиционную силу. Кроме того, в Народное собрание осенью 2000 были избраны 2 сторонника Насера и 6 примыкающих к ним, 2 независимых исламиста и 14 независимых депутатов. Внешняя политика. На проходившей в 1955 в Бандунге Конференции неприсоединившихся стран Абдель Насер стал одним из главных инициаторов политики «позитивного нейтралитета», сутью которой являлся отказ от блокирования с США и СССР при сохранении резко отрицательного отношения к колониальной политике. Идеи позитивного нейтралитета и арабского единства составляли суть внешней политики Египта при Абдель Насере. США рассматривали позитивный нейтралитет как политический курс в интересах СССР. Хотя Абдель Насер считался антикоммунистом и его служба безопасности нередко арестовывала и подвергала пыткам египетских коммунистов, он пошел на сближение с Советским Союзом после отказа США предоставить Египту военную и экономическую помощь. После поражения в войне с Израилем в июне 1967 Абдель Насер стал в еще большей степени опираться на поддержку Москвы. После выдворения из страны в июле 1972 советских военных советников Анвар Садат почти прекратил все связи с СССР. К 1974 Египет переориентировал свой внешнеполитический курс на США. Когда в 1979 при посредничестве США был подписан мирный договор с Израилем, все арабские страны, за исключением Судана и Омана, разорвали с Египтом дипломатические отношения. В 1984 Иордания восстановила дипломатические отношения с Египтом. Хотя в середине 1980-х годов отношения Египта с Марокко и Ираком улучшились, правительства этих стран вторично не аккредитовали своих послов в Каире. После вступления в должность президента Египта Хосни Мубарака в октябре 1981 наметилось улучшение отношений Египта с другими арабскими странами и некоторое охлаждение отношений с Израилем, особенно после вторжения израильских войск на территорию Ливана в 1982. Тем не менее Мубарак подтвердил готовность соблюдать условия Кемп-Дэвидского соглашения между Египтом и Израилем. Всенародный референдум узаконил избрание в 1987 Мубарака Народным собранием на второй шестилетний президентский срок, в 1993 – на третий, а в 1999 – на четвертый. В период кризиса в районе Персидского залива и войны, последовавшей за вторжением в 1990–1991 иракских войск на территорию Кувейта, Мубарак возглавил блок арабских государств, которые поддержали предложение Саудовской Аравии обратиться к США за военной помощью с целью освобождения Кувейта. Велика была роль Мубарака и в оказании посреднических услуг в процессе выработки двустороннего соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины, заключенного в 1993. Вооруженные силы. В 1990-е годы численность вооруженных сил Египта составляла 450 тыс. человек (71% – в сухопутных войсках, 4,4% – в ВМФ и 24,5% – в ВВС). Расходы на оборону в 1995 составляли 8,2% ВВП. На вооружении египетской армии находится как модернизированное оружие советского и китайского производства, так и более современные виды вооружений, поставленные США: 3310 танков, 420 единиц авиации, 100 вертолетов, 131 ракетную установку класса «земля – воздух», 6 подводных лодок советского производства и 25 ракетных комплексов. Экономическая история. Сельскохозяйственное производство существовало в Египте на протяжении почти 8 тыс. лет, но лишь с середины 1970-х годов оно перестало быть единственным источником существования для большинства египтян. Вплоть до середины 20 в. подавляющее большинство населения страны проживало в сельской местности. Городская цивилизация Египта очень древняя. Александрия была основана еще Александром Македонским, и хотя официальной датой основания Каира считается 969 год, городские поселения в этом районе существовали со времен первых фараонов. На протяжении столетий Каир был не только политическим, но и торговым центром и играл огромную роль в качестве перевалочной базы на перекрестке путей из Африки, Аравии, Индии, Сирии, Балкан и Северного Средиземноморья. Основы современной египетской экономики были заложены при Мухаммеде Али, который правил страной в 1805–1849. В то время началось выращивание хлопка для экспорта в европейские страны, более интенсивное строительство дамб и каналов. Благодаря крупномасштабным общественным работам полностью изменилась система орошения, что позволило круглогодично выращивать сельскохозяйственные культуры. К эпохе правления Мухаммеда Али относится также строительство первых железных дорог и модернизация портов. Отсутствие стимулов к производству, доступа к современным технологиям и наплыв дешевых промышленных товаров из Европы сковывали развитие промышленности в 19 в. Местное текстильное производство было ограничено введением английской администрацией специального налога на египетских производителей. Начиная с 1920-х годов египетские и иностранные предприниматели приступили к созданию текстильных и других промышленных предприятий. В значительной степени развитию местной промышленности способствовало то обстоятельство, что в годы Второй мировой войны страна оказалась изолированной от внешнего мира. После революции 1952 одной из главных задач национального развития стала индустриализация Египта. К началу 1990-х годов в промышленном производстве было сосредоточено 22% трудовых ресурсов страны. Насер значительно усилил роль государства в экономической жизни Египта, национализировал сначала иностранные, а затем и принадлежавшие местному капиталу предприятия и банки и переориентировал национальную торговлю на бартерные сделки со странами социалистического лагеря. Хотя претворение в жизнь амбициозных планов индустриализации Египта столкнулось с трудностями уже к 1965, наиболее серьезный удар по экономике нанесло поражение в войне с Израилем в июне 1967. В результате войны были утеряны такие важные районы, как зона Суэцкого канала и Синайский п-ов, где сосредоточены основные нефтяные месторождения страны. Вся промышленность Египта была переведена на военные рельсы для подготовки к возвращению этих территорий. После частичной победы Египта в войне 1973 и четырехкратного увеличения мировых цен на нефть в 1973–1974 процесс экономических преобразований в стране ускорился. В ходе реализации политики «открытых дверей» были либерализованы банковская и валютная сферы экономики. По мнению президента Анвара Садата, это должно было способствовать привлечению в страну иностранного капитала и облегчить экспорт египетской рабочей силы в такие основные нефтедобывающие арабские страны, как Ливия и Саудовская Аравия. Темпы экономического роста ускорились, состояние государственного платежного баланса улучшилось. В 1991 по договоренности с МВФ правительство Египта объявило о начале реализации программы реформирования экономики. Была заморожена заработная плата, постепенно сокращены субсидии на основные продукты питания и услуги, преданы забвению заверения, данные еще Насером, о том, что каждый выпускник колледжа будет обеспечен рабочим местом. В 1993 началась реализация программы приватизации, которая к 1997 предусматривала передачу в частные руки 85 из 314 государственных предприятий. Реформаторские усилия Египта были вознаграждены займами от МВФ. Программа реформ в Египте была направлена на ускорение темпов развития экономики, создание около полумиллиона рабочих мест ежегодно и более тесную интеграцию с мировыми рынками. Видное место в системе реструктуризации экономики занимали приватизация, либерализация торговли, снижение роли государства в сфере инвестиционной деятельности. Был сокращен бюджетный дефицит, резервы иностранной валюты в 1996 достигли 17 млрд. долл. США. В том же году темпы инфляции снизились до 7%. Успехи в реструктурировании экономики были закреплены во время Третьей конференции стран Ближнего Востока и Северной Африки (ноябрь 1996, Каир), на которой были заключены соглашения об инвестициях в египетскую экономику на сумму 10 млрд. долл. США. В 1997 ВВП в пересчете на душу населения составил 1180 долл. США, что позволило Всемирному банку включить Египет в категорию государств со средним доходом. Одной из самых серьезных экономических проблем по-прежнему остается безработица. По оценкам на 1999, уровень безработицы составил ок. 12%, а ежегодный прирост трудовых ресурсов – 3%. По данным Всемирного банка, 3,2% египтян находится за чертой бедности. В 1991 был создан Социальный фонд развития (СФР), призванный смягчить негативные последствия реализации экономических реформ. Анализ специалистами Всемирного банка деятельности СФР привел к выводу, что ежегодно благодаря этому фонду в стране создавалось от 50 до 70 тыс. рабочих мест (около четверти всех мест внесельскохозяйственной сферы деятельности) в основном на мелких предприятиях. Географическая дифференциация хозяйственной деятельности. Около 97% территории Египта занимает пустыня, и ведение сельского хозяйства возможно лишь в нескольких оазисах. Для неорошаемого земледелия пригодна узкая полоса земли вдоль средиземноморского побережья. Общая площадь плодородных земель 2,5 млн.га, 97% сосредоточены в долине и дельте Нила. Выделяют пять основных сельскохозяйственных районов. Наиболее важный – дельта Нила, на которую приходится чуть менее половины плодородных земель и ок. 60% сельского населения. Здесь выращивают рис, хлопок, пшеницу, фрукты и овощи. Вокруг Каира население занимается в основном овощеводством, в Среднем Египте возделывают хлопок, кукурузу, сорго, сахарный тростник (ограниченно), фрукты и овощи. На землях Файюмского оазиса, орошаемых водами Нила через систему ирригационных каналов, производятся хлопок, клевер, кукуруза, сорго и овощи. На территории Верхнего Египта (от Асьюта до Асуана) выращивают сахарный тростник, а также пшеницу, клевер и хлопок. По периферии всех этих сельскохозяйственных районов благодаря мелиорации земель постепенно осваиваются значительные площади. Из официально зарегистрированных приблизительно 405 тыс. га таким образом восстановленных земельных угодий примерно треть оказалась реально пригодной для земледелия. Страна постепенно лишается части наиболее плодородных земель в результате городского строительства в долине Нила. Хотя в Верхнем Египте имеются несколько заводов по переработке сахарного тростника, подавляющая часть промышленных предприятий сосредоточена вокруг Каира и крупных городов в дельте Нила. В промышленной зоне Каира, где проживает почти четверть всего населения страны, расположены такие индустриальные гиганты, как металлургический комбинат в южном пригороде Хелуане, и сотни небольших ремесленных мастерских, производящих мебель, мелкие изделия из металла и разные предметы повседневного спроса. Ведущие текстильные предприятия находятся в дельте Нила – в Эль-Махалла-эль-Кубре и других городах. Во втором по величине городе страны, Александрии, действуют нефтеперерабатывающие заводы и предприятия пищевой промышленности. Организация производства. В смешанной экономике Египта доминирующая роль по-прежнему принадлежит государственному сектору, который постепенно сокращается в ходе реализации программы реформирования экономики и продолжающегося процесса приватизации бывших государственных предприятий. Частный сектор экономики включает бóльшую часть сельскохозяйственного производства, мелкие учреждения, связанные с торговлей и обслуживанием, и небольшие ремесленные производства со штатом менее 10 человек, которые специализируются главным образом на производстве тканей, продуктов питания, мебели, кожаной галантереи и металлоизделий. Широкомасштабное промышленное производство, транспорт и связь, торговля и банковское дело с 1960-х годов включены в государственный сектор экономики. В собственности государства находятся более 200 крупных промышленных предприятий, на которых производится две трети всей товарной промышленной продукции и занято около половины всех промышленных рабочих. В 1970-е годы правительство Садата придерживалось политики привлечения иностранного (как западного, так и арабского) капитала. Однако бóльшая часть иностранных инвестиций шла не на развитие производства, а на финансирование сферы услуг и в сферу распределения потребительских товаров. Тем не менее приток инвестиций способствовал капиталовложениям в промышленность национальных частных вкладчиков и более полному использованию имеющихся производственных мощностей. В 1991 по рекомендации МВФ правительство приступило к реализации программы реструктуризации экономики. Эта программа включала либерализацию процентных ставок, деятельности валютных бирж и цен и введение единого налога с продаж. Усилия по реструктуризации экономики были продолжены в 1996 при поддержке двухлетней программы МВФ. Цель программы – ускорить темпы экономического роста, ежегодно создавать ок. 500 тыс. рабочих мест и интегрировать экономику Египта в мировую экономическую систему. Заметное место в программе занимает приватизация государственного промышленного сектора. Были предприняты также шаги по либерализации торговли и инвестиционной деятельности. Однако результаты экономических реформ неоднозначны. В частном секторе увеличилось число малых и средних предприятий, достигшее в середине 1990-х годов 211 тыс. Продолжался рост прямых иностранных инвестиций и доли экспорта, не связанной с вывозом нефти и нефтепродуктов. Национальный доход. В 2002 валовой внутренний продукт (ВВП) Египта по паритету покупательной способности оценивался в 289,8 млрд. долл. США (из них 17% приходилось на сельское хозяйство, 34% – промышленное производство, 49% – сферу услуг). Наблюдалось быстрое развитие экономики: к 2002 финансовому году реальный ежегодный рост ВВП достиг 3,2%.В 2002 доля ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) увеличилась до 4000 долл. США. Трудовые ресурсы. В 1999 трудовые ресурсы Египта оценивались в 19 млн. человек. Более трети из них заняты в сельском хозяйстве. Египет располагает значительным числом квалифицированных рабочих разных специальностей, но большая их часть предпочитает более высоко оплачиваемую работу за границей. Трудится за границей и большое число рабочих низкой квалификации. Безработными являются ок. 12% трудоспособного населения. Традиционно египтяне трудились главным образом в государственном секторе. Однако с началом в 1991 претворения в жизнь программы приватизации и поддержки частного сектора государство оказалось в состоянии обеспечить рабочими местами лишь 18% трудовых ресурсов страны. Неформальный сектор, важный источник создания рабочих мест (главным образом в городах), каждый год увеличивался на 2,8% и обеспечил работой ок. 40% трудовых ресурсов, не занятых в сельскохозяйственном производстве. Постоянно возрастала в экономике и доля частного сектора – с 50% в середине 1970-х годов до 65% в 1996. В настоящее время на частный сектор приходится около половины общего объема инвестиций, что обеспечивает его быстрое развитие. Энергетика. Главным энергетическим ресурсом является добываемая в стране нефть. Другие источники – местный природный газ и гидроэлектроэнергия, вырабатываемая главным образом на двух ГЭС в районе Асуана. Примерно три четверти электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях, работающих на ископаемом топливе, а пятая часть приходится на ГЭС. В 1998 в Египте было произведено 63 млрд. кВтЧч электроэнергии. Эта отрасль полностью обеспечивает внутренние энергетические потребности. Горнодобывающая промышленность. В Египете мало полезных ископаемых. Исключение составляют нефть, добываемая в зоне Суэцкого канала, на Синайском п-ове и в пустыне на западе, и природный газ, добыча которого ведется близ Александрии, в дельте Нила и Ливийской пустыне. Бóльшая часть добываемой нефти потребляется внутри страны. С 1983 по 1996 ежегодное производство сырой нефти увеличилось с 32,2 до 45 млн. т, производство природного газа за тот же период возросло более чем в 4 раза – с 2,6 до 11,3 млн. т. Страна располагает значительными запасами строительных материалов – песка, камня и гравия, гипса и известняка. В оазисе Бахария ведется разработка железной руды. В небольшом объеме разрабатываются богатые залежи фосфоритов западного побережья Красного моря, а на территории Синайского п-ова – марганца. Обрабатывающая промышленность. Несмотря на постоянные усилия правительства по диверсификации промышленности в середине 1980-х годов в экономике ведущие позиции сохраняло производство потребительских товаров, прежде всего текстильных и продовольственных. К концу 1990-х годов на первый план вышли нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, за ними следовали пищевая, текстильная и металлургическая промышленность. Базовые отрасли промышленности сосредоточены в государственном секторе. Развитие электротехнической промышленности и машиностроения основано на сборке изделий из готовых деталей. На предприятиях Египта собираются такие товары длительного пользования, как холодильники и телевизоры, легковые и грузовые автомобили, автобусы и тракторы. Достаточно высокой эффективностью отличаются государственные предприятия по выпуску цемента и фосфатов. Металлургические комбинаты имеют низкую производительность. Меньше всего программа по реформированию экономики 1990-х годов затронула обрабатывающую промышленность. Сельское хозяйство. До начала процесса индустриализации в 1960-е годы сельское хозяйство играло доминирующую роль в экономике Египта, и даже в наши дни в нем еще занято ок. 40% трудовых ресурсов. До 1970-х годов важнейшей статьей экспорта Египта являлся хлопок, затем лидерство перешло к нефти, которая сохраняет ведущую роль в национальном экспорте. В 1992 доля нефти в экспорте составила 51%. Почти все обрабатываемые земли в Египте находятся в долине Нила. Сочетание плодородных аллювиальных почв с продолжительной инсоляцией создает исключительно благоприятные условия для возделывания разнообразных сельскохозяйственных культур. Однако расширение ирригационной системы в 1960-х – начале 1970-х годов не сопровождалось созданием надежной системы дренажа. В результате во многих районах, особенно в Верхнем Египте, возникла серьезная пробле |
|
|
| Всего комментариев: 0 | |