Блог

Главная » 2009 » Ноябрь » 17 » ИМ поклонялись
21:18
ИМ поклонялись
А
Айхи (Ихи; Харсомтус) — бог музыки (по другой версии, бог именно систра. Изображался в виде мальчика с «локоном юности» и систром. Сын богини неба, любви, женственности и красоты Хатхор. По поводу отца существует несколько версий: Хор Бехдетский, Ра Гор.

Акер (др.-егип. ȝkr) — малозначимый бог земли и покровитель умерших в египетской мифологии, одно из древнейших божеств.

Амат (Амт, Амамат, Ammut, Amam, Am-mit; в пер. с егип. — "пожирательница") — в египетской мифологии чудовище, совмещавшее черты крокодила и льва (чаще всего изображалось в образе льва с головой крокодила). Считалось, что Амат обитает в Дуате (подземном царстве). Амат часто фигурирует на сценах суда Осириса в качестве "пожирателя душ", пожирающего грешников.

Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона согласно космогонии Огдоады. Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи.

 Аментет — в египетской мифологии богиня Запада (то есть царства мертвых), покровительница умерших.

Амон — древнеегипетский бог Солнца, затем царь богов (др.-егип. "nswt ntr"). Первоначально — местный бог Фив, после возвышения Фив при Среднем царстве приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов становится главным государственным богом. В русле синкретизма отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра. В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство. После попытки Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XXI династия) и восшествию на престол Херихора, жреца Амона.

Амсет — в египетской мифологии один из четырех сыновей Гора, который изображался с человеческим лицом на одном из четырех канопов, использовавшихся в погребальном обряде. В этот сосуд помещалась печень усопшего.

Анубис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой собаки и телом человека, покровитель умерших. В Старом царстве являлся богом Дуата. В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь. Изображался в образе собаки или человека с головой собаки. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса. Священные животные - шакал, собака.

Анукет (Анукис в греческом варианте) — древнеегипетская богиня, первоначально почитавшаяся как богиня Нила в области Асуана (Сиены) и близлежащих нубийских землях. Позже приобрела общеегипетский культ в качестве богини-покровительницы I порога Нила, Асуана и острова Элефантина. Кроме того, она также считалась одной из покровительниц разливов Нила, обеспечивавших возможность ведения сельского хозяйства в Египте.

Апис, или Хапис — священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.

Апоп (Апеп, Апо́фис) — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни) города Гелиополя. В поздний период Апопа сближали с Сетом.

Атон — единый бог солнечного диска, монотеистический культ которого был введён фараоном Эхнатон. Эхнатон построил в честь Атона великолепный белокаменный город Ахетатон, который играл при его реформе возведения Египта к единому богу, роль столицы. Изображается в виде солнца, тянущего свои ладони к людям. Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона. Атон фигурирует в качестве малозначимого божества со времён Древнего царства.

Атум (Jtm) — бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда его называют отцом Атума).

Аш — в египетской мифологии архаическое божество, правившее Ливийской пустыней, один из древнейших богов. Почитался также у ливийцев. Священной птицей Аша считался сокол. Традиционно изображался в виде человека с головой сокола и торчащим на ней пером, что восходит к внешнему виду ливийских лучников, носивших сходный головной убор. Будучи одним из наиболее ранних богов, Аш постепенно терял известность, и после нашествия гиксосов был окончательно вытеснен в качестве покровителя Ливийской пустыни другими пустынными богами — Ха (олицетворение Ливийской пустыни) и особенно Сетом, с которыми Аш был отождествлён.

Анеджти (или Анджети) — в древнеегипетской мифологии локальное божество додинастического периода и эпохи Раннего царства; бог города Бусирис (древнеегип. Джеду, позднее Пер-Усир-неб-Джеду), центра девятого нижнеегипетского нома. 


Б
Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы.

Бата - в египетской мифологии один из древнейших богов, почитался в образе быка. Первоначально почитался в Ху (Сешеш) как богиня, воплощавшая Млечный Путь.

Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом "вебен", означающим "сиять".
Г

Геб — древнеегипетский бог земли, сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростёртым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу. Древние греки отождествляли Геба с Кроносом.

Гор, Хор (ḥr, «высота», "небо") — бог в древнеегипетской мифологии. Он сын Исиды и Осириса, его супруга — Хатхор.  Его главный противник — Сет. Гор — бог царственности, живого древнеегипетского царя представляли воплощением этого бога.

Гермес Трисмегист — (греч. Ἑρμῆς ο Τρισμέγιστος) — Гермес Триждывеличайший — имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса.
Д

 Дуамутеф — бог, сын Гора. Связан с заупокойным культом: при бальзамировании умершего его желудок помещали в каноп с крышкой-головой шакала — бога Дуамутефа. В погребальной камере его статуэтка ставилась у восточной стены. Дуамутеф считался выражением сущности одной из душ человека — его Ба. В литературе часто путают его и другого сына Гора — Хапи. Следует помнить, что Дуамутеф — с головой шакала, а Хапи — павиана, а не наоборот.

И
Имхотеп (jY-m-ḥtp "Пришедший в мире"; в греческой форме Имутес) — выдающийся древнеегипетский зодчий, летописец, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосефа (2630—2611 до н. э.) и верховный жрец Ра в Гелиополе, позже обожествлённый и почитавшийся в качестве бога врачевания. Имхотеп является первым архитектором и учёным, известным в мировой истории.

Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) — один из покровителей загробного мира (Дуат, Западной пустыни) в египетской мифологии, близкий в этом плане к Анубису. Исдес изображался в виде крупного чёрного пса, подобно тому, как Анубис изображался в виде шакала. В Поздний период отождествлялся с Анубисом.

Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Иунит — в египетской мифологии богиня города Гермонт (егип. Иуни). Её имя также родственно названию Он (египетское название Гелиополя). С Иунит отождествлялась Рат-тауи, центром культа которой был Гелиополь. Поэтому можно полагать, что Иунит также была связана с Гелиополем.

Ихи (Харсомтус) — бог музыки (по другой версии, бог именно систра. Изображался в виде мальчика с "локоном юности" и систром. Сын богини неба, любви, женственности и красоты Хатхор. По поводу отца существует несколько версий: Хор Бехдетский, Ра, Гор.
М
Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота.

В ранней египетской мифологии, Мафдет изображается женщиной с головой гепарда. Её имя означает - быстро бегущая. Мафдет олицетворяла правосудие, или скорее казнь. Она ассоциировалась с защитой королевской опочивальни и других священных мест. Также она была защитником фараона.

Меритсегер (др.-егип. "любящая безмолвие") — в древнеегипетской мифологии богиня Фиванского некрополя, покровительница кладбищ и строителей гробниц. Считалось, что Меритсегер охраняет кладбище и покой умерших. Изображалась в виде льва или женщины с головой змеи. Центр культа Меритсегер - посёлок (в районе современного Дейр-эль-Мединэ), где жили ремесленники - строители гробниц.

Месхенет (также Мешен[е]т, Месхент) — в египетской мифологии богиня, встречавшая человека при его появлении на свет, покровительница рожениц и помощница повитух.

Мин (неправильная транскрипция Хем) — в египетской мифологии бог плодородия и покровитель странствующих караванов, почитавшийся в Коптосе. Почитался с додинастических времён, его культ стал упорядоченным при Царе Скорпионе (Серкете). Мину был посвящён салат латук. На ранних этапах древнеегипетской истории он отождествлялся с Хором, в период Нового царства — с Амоном (Амон-Мин, Камутеф).

Монту (mnṯw) — древний бог города Ермонта, в области которого находились возвысившиеся и ставшие столицей Египта Фивы, которые также почитали Монту, откуда его традиционный эпитет — владыка Фив&quot. В фиванском пантеоне периода Нового царства Монту входил в состав триады Амон-Мут-Монту и считался сыном Амона и богини Мут. Первоначально Монту принадлежал к числу солнечных божеств и изображался нередко, подобно Ра, с головой кобчика; но при XIX династии получил характер бога войны. В этом образе он выступает в эпосе Пентаура как покровитель воинственного царя Рамзеса2 в битве при Кадеше. Супруга Монту — Тененет.

Мут, египетская богиня (собственно "мать") — царица неба, второй член местной триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства.
Н

Нейт — египетская богиня охоты и войны, покровительница Саиса в Западной Дельте. Возможно, Нейт отвечает карфагенской и берберской богине Танните. Культ Нейт также был распространён у ливийцев. Её иероглиф был одним из знаков их татуировки.

Немти (прежнее чтение: Анти) — один из наиболее известных и почитаемых Богов Египта. Изображается в виде сокола, стоящего на полумесяце, символизирующем ладью. Являлся символом 18 верхнеегипетского нома, города Хут Несу. Также почитался в 12 и 10 верхнеегипетских номах. В этих местах он почитался как божественный перевозчик. В мифе о тяжбе Хора и Сета выступает в роли простого лодочника, соблазненного золотом Исиды и наказанного богами Девятки за ослушание приказа битьём палками по пяткам. Согласно папирусу Жумиляк, в качестве наказания с Немти снимают весь покров костей, то есть кожу и плоть. Проходя это своеобразное «очищение» Немти приобретает новое качество: по сути теперь это серебряный скелет, стоящий над своей золотой плотью.

Нефертум Бог растительности. Сын Сехмет и Птаха (в другом варианте вырос из тела богини полей), олицетворение первозданного лотоса.

Нефтида (греч.), Небетхет (др.-егип. "владычица дома") — в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут.

Нехебт или Нехбет — верхнеегипетская богиня, покровительница власти фараона. Её святилище находилось в городе Эль-Каб напротив Нехена в Верхнем Египте.

Нехебкау — в древнеегипетском пантеоне бог-змееборец, помощник Солнца-Атума в борьбе с мятежниками. Позднее один из стражей входа в Дуат, спутник Ра в ночном плавании, божество плодородия и времени, один из богов Малой Эннеады. Центр культа — Гераклеополь.

Нун (др.-егип. "nwn" [Naun] - "вода", "водный") — в древнеегипетской мифологии - существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум. Собственных мест культа и храмов не имел. Изображается в виде человекоподобного мужского божества. Изображение Нуна, держащего на руках солнечную ладью, можно увидеть в Осирийоне храма Сети1 в Абидосе. Вместе со своей супругой-продолжением Наунет (др.-егип. Nwn.t) были покровителями разлива Нила, а так же зимнего солнцеворота и сезона дождей в Дельте. Нун и Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) первые из богов Гермопольской Огдоады. От них произошёл Атум, её глава. Нуна считали отцом Хапи, Хнума и Хепри. В Мемфисе его отождествляли с Птахом, а в городе Фивы - с Амоном.
Ну, Нуит — древнеегипетская богиня Неба, дочь Шу и Тефнут, сестра и жена Геба и мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Гелиопольская зннеада богов.

Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) — главная супруга древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (1351—1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой.
О
Онурис (др.-егип.  Анхур, Анхара, Онхур - Анх-ур - 3nh-wr; др.-греч. Ονουρις) - древнеегипетский бог охоты, но также почитался как и бог войны. Он помогает Ра в борьбе с Апопом, а Гору — в борьбе с Сетом.

Осирис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

П
 Птах — один из древнейших богов древнеегипетского пантенона, бог искусств и ремесел, а в мемфисской космогонии — бог-творец. Птах создал мир «сердцем и языком»: он называл имена всех предметов, и те появлялись. Древнеегипетский город Мемфис был одним из центров художественного творчества, которому покровительствовали жрецы храма Птаха. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согласно богословским произведениям мемфисских жрецов (т. н. «Памятник мемфисской теологии»), Птах — демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном — Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха — Апис, язык — Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.
Р
Ра — древненгипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «солнце» (коптское PH). Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.

Рат-тауи ("Рат" — форма женского рода от имени Ра, "Тауи", букв. "обе земли"), в египетской мифологии, богиня, жена Монту, родившая ребёнка-солнце Гора-па-Ра. Связана с культом Ра, отождествлялась с Иунит, Тененет. Ипостасью Рат-тауи нередко являлась Сешат. 

Рененутет — древнеегипетская богиня плодородия, мать бога зерна Непери. Часто изображалась в виде змееголовой женщины, вскармливающей своим молоком младенца-фараона, что символизировало новый урожай. Также изображалась в образе кобры, охраняющей груды зерна свежего обмолота.
С
В древнеегипетской мифологии Сатис (Сатет) являлась обожествлением разлива Нила, ее культ зародился в античном городе Сведен, ныне известном как Асуан. Она изображалась в виде женщины с рогами антилопы, в короне Верхнего Египта, которая держит в руке анх (благодаря тому, что разливы Нила считались "жизнь приносящими").
 
Себек (Собек) — древнеегипетский бог воды и разлива Нила, изображавшийся с головой крокодила; считается, что он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей. Сопоставлялся с богом земли Гебом, с солнечным божеством Ра в форме Себек-Ра и с Осирисом. Себек почитался главным образом в Файюме, на берегах Меридова озера, в Ком-Омбо (Омбосе), Крокодиополе, а также некоторых других местах, большей частью близких к воде. Его культ был особенно распространён во времена Среднего царства, многие фараоны которого имели резиденции в Файюме и иногда носили имена, производные от имени Себек (например, Себекхотеп или Нефрусебек)
Сет (Сетх) — египетский бог пустыни и песчаных бурь, бог войны, бог чужеземных стран, бог землетрясений, сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса. Был побеждён богом Хором. Египтяне изображали бога Сета мифическим животным или человеком с головой демонического животного, идущим в сопровождении рыжей собаки, олицетворяющей собой звезду Сириус, появление которой на небосклоне предвещало разлив Нила. Животные — осел, свинья, гиппопотам. Муж богини Нефтиды. Храм — Пер-Рамсес.

Сехмет ("могучая") — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут, Баст.

Сешат (женский род от "сеш", "писец") — богиня письма в египетской мифологии. Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота. Священным животным Сешат считалась пантера, поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой изображалась семиконечная звезда.

Сиа (Sia) - Богиня ума и мудрости. В Древнем Царстве, Сиа изображается справа от Ра и отвечает за перенос священного папируса, чье содержимое воплощает интеллектуальное достижение. На стенах и потолках могил Долины Королей, Сиа путешествует в лодке солнечного бога Ра. Она была представителем солнечного бога в "Книгах Небес". Известно предание о том, что во время последнего дня, когда боги будут сражаться в своей лодке в подземном царстве за солнце, Сиа предаст их и новый день не наступит.

Сокар — бог-покровитель мемфисского некрополя. Сокар изображался в виде мумифицированного сокола или мумии с головой сокола. О происхождении культа Сокара практически ничего не известно; этот бог издревле связывался с землёй и рано был отождествлён с Осирисом, богом умерших.

Сопду (Сопту) — в древнеегипетской мифологии бог-защитник (видимо, семитского происхождения) северо-восточных границ Древнего Египта от агрессивных номадов и других внешних врагов Египта. Изображался в семитской манере: в образе бородатого мужчины с длинными волосами и двумя перьями на голове. Реже изображался в образе сокола. Функции Сопду предусматривали также то, что он считался покровителем египтян в борьбе с гиксосами и в завоевательных походах на Синай и в Восточное Средиземноморье. Позже, вместе с другими второстепенными богами, стал отождествлятся в едином божестве под именем Беса.
Т

Таурт (Тауэрт)  — в древнеегипетской мифологии богиня-покровительница рождения, беременных женщин и новорождённых. Таурт изображалась в виде стоящей самки гиппопотама. Первоначально исполняла роль богини плодородия. Кроме того, Таурт покровительствовала покойным в Дуате (загробном мире), отгоняла злых духов от жилищ, поэтому её изображения часто встречаются на амулетах и разнообразных предметах домашнего обихода. Иногда о ней упоминают как о жене бога Сета, одним из обличий которого также был гиппопотам. Самым известным примером в СМИ является появление статуи Таурт в телесериале "Остаться в живых", где в нескольких сериях была показана эта огромная статуя (и её обломки).

Тефнут — в египетской мифологии богиня влаги. Входит в гелиопольскую эннеаду. Её земное воплощение — львица. Центр культа Тефнут — Гелиополь. Согласно гелиопольскому мифу. Тефнут и её муж Шу — первая пара богов-близнецов, порожденная Атумом (Ра-Атумом). Их дети — Геб и Нут. Иногда Тефнут называют женой Птаха. Тефнут — также дочь Ра, его любимое око. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу». Когда Ра утром всходит над горизонтом. Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога. В этом качестве Тефнут отождествлялась с богиней Уто (Уреем). Ипостасью Тефнут являлась богиня пламени Упес, другой её ипостасью нередко выступала богиня письма Сешат. Известен миф, согласно которому Тефнут — Око Ра удалилась в Нубию (и в Египте наступил период засухи), а затем по просьбе своего отца, пославшего за ней Тота и Шу (в древнем варианте — Онуриса). вернулась обратно. Приход Тефнут из Нубии и последовавшее, за этим вступление её в брак с Шу предвещает расцвет природы. Тефнут отождествлялась с Мут, Баст, а также с Хатор, Сехмет и другими богинями-львицами (Менхит. Мент), почитавшиеся в Египте.

Тот (Θόουτ, Θώθ, Thoth, егип. Dhowtï, сб. Футий) — древнеегипетский бог мудрости и знаний. Имя «Тот» является греческой формой (греч. Θωύθ) собственно древнеегипетского Джехути, или Тахути.
У
Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал  Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

Унут — в древнем Египте богиня - покровительница 15-го верхнеегипетского нома. Первоначально изображалась в виде зайчихи, к концу древнего царства стала изображаться в виде львицы или змея-урея; отождествлялась с Солнечным Оком.

Упуаут (др.-егип "Открывающий пути"), Офоис (греч.) - в египетской мифологии бог в образе волка, проводник умершего в Дуат. Центр его культа - город Сиут (греч. Ликополь - "волчий город"). Его эпитет - "вожатый" ("ведущий"). Упуат наделялся качествами воинственного божества. Его атрибутами были булава и лук. Он имел также функции покровителя умерших, его называли "первый боец Осириса" и иногда отождествляли с ним. Также Упуаута часто отождествлялся с богом Анубисом. Штандарты с атрибутами и изображениями Упуата выносили перед выходом фараона и несли во главе процессии во время мистерий Осириса в Абидосе. Священное животное божества - волк.
Х
Хапи — в египетской мифологии два разных мифологических персонажа: один из четырёх сыновей Хора, которому посвящалась одна из каноп, а также божество-символ Нила.
Хатхор, или Хатор ("дом Гора", то есть "небо") — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

Хаухет — женское божество Великой Восьмёрки (Отдоады). Ей соответствует мужское божество — Хух, вместе они составляют абстрактное начало — бесконечность. Хух и Хаухет стали второй сотворённой парой, т. к. были рождены на рассвете. Их потомками стали народы Азии.


Хекат — древнеегипетская богиня. Изображалась в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове, а так же с лягушачьей головой. Являлась богиней влаги и дождя. С древнейших времён Хекат связывалась с деторождением и магией плодородия, способствовала воскрешению умерших. На фреске храма Исиды на острове Филе (Нил) сохранилось изображение Хекат, сидящей возле гончарного круга Хнума, и вдыхающая жизнь в только что сделанные им из священной глины фигурки людей.

Херишеф (др.егип. — "находящийся на своём озере") — древнеегипетский бог, покровитель гермополя, почитался как один из богов плодородия и воды, покровитель охоты и рыболовства. Изображался в виде человека с головой овна, в чём его изображение весьма сходно с изображениями Хнума или Банебджедета.

Хнум — бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами.

Хнум-Ра — древнеегипетское синкретическое божество, совмещавшее черты богов Ра и Хнума. Хнум-Ра чаще всего изображался с головой барана, как и Хнум.

Хонсу — египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут, вместе с которыми составлял фиванскую триаду богов, божество луны. Последнее сблизило его с Тотом уже во время Среднего царства, когда он иногда именовался писцом правды (Впоследствии часто встречается сложное божество Хонсу-Тот). Хонсу иногда сопоставлялся с другим божеством — сыном Шу; это дало повод для сближения с его греческим Гераклом. Различались две формы Хонсу: Неферхотеп ("Прекрасный милостью") и Ар-сехру ("Управитель"). Хонсу также считался богом-целителем; до нас дошла сказка о чуде его статуи, якобы совершенном в Месопотамии над бесноватой дочерью царя (так называемая надпись о Бентрешт). В Фивах находился большой храм Хонсу между храмом Амона и Мут; его весьма чтили и украшали Рамессиды, а также цари XXI и XXVI династии; от этого времени на стенах сохранились гимны в честь Хонсу. Он изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика и с теми же лунными признаками.

Ху — в древнеегипетской мифологии абстрактное божество, персонификация божественной воли, бог творческого Слова. В мемфисской космогонии отождествляется со "Словом" Птаха.

Хех или хух — абстрактное божество египетской мифологии, ассоциировавшееся с постоянством времени и вечностью, олицетворение бесконечности, бескрайнего пространства. Его аналог — греческий Хаос и Апейрон. Изображался в облике мужчины с головой лягушки.
Ш

Шаи- в египетской мифологии бог урожая винограда, виноградной лозы; бог судьбы и бог-покровитель человека. Шаи было не только именем бога, но и означало также предопределение, судьбу, участь. В противоположность греческим мойрам или римским паркам он был лишь орудием великих богов, в частности бога Тота. Шаи определял срок человеческой жизни. Вместе с супругой Месхенет следил за поведением человека, а на суде в загробном мире рассказывал обо всех поступках богам Великой эннеады. Если загробный Суд признавал умершего безгрешным, Шаи провожал его душу в Поля Камыша. Шаи имел антропоморфный вид. Особо почитался в Шасхотепе (греч. Ипселе, араб. Шутб), расположенном на западном берегу Нила, в 5,5 км к югу от Ассиута.

  Шу— египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отждествления Атума с Ра считался сыном Ра. При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсом. Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

Я

Ях — слово древнеегипетского языка, означающее Луну. В египетской мифологии Ях считался воплощением лунных божеств, в первую очередь Тота и Хонсу. По этой причине почитание Ях было распространено в традиционных центрах этих богов — в Фивах и Гермополе.


Категория: Египет - боги и богини | Просмотров: 1228 | Добавил: Freja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: